Характер
брендинговое агентство Характер
Главная/Блог/ Ребрендинг компании или рестайлинг, а может редизайн? В чем разница?

Ребрендинг компании или рестайлинг, а может редизайн? В чем разница?

Если окинуть взглядом прошлые проекты, а точнее тот этап, когда перед людьми работающими вместе со мной в брендинговом агентстве Характер, ставились технические задания, то очень много раз приходилось объяснять чем же все таки ребрендинг компании отличается от рестайлинга, а последний от редизайна. Данная статья не будет многословной. Я постарался больше упор сделать на конкретные примеры и всё объяснить простыми и доступными словами, без использования специфической терминологии. Итак, давайте начнем с самого легкого – рестайлинг бренда.

Рестайлинг бренда

Если уж быть совсем точным, то рестайлинг бренда относится к дизайну. Не важно, это может быть дизайн упаковки или фирменного стиля или рекламный видеоролик. Но, как правило, всю рекламу делают с интеграцией констант фирменного стиля, иначе бренд будет сложно узнать или не узнать вообще. Поэтому рестайлинг бренда влечет за собой изменение фирменного стиля и/или рекламы, не важно, печатной или наружной, но не всегда. Многие компании разрабатывают только рекламу в актуальном ключе дизайна, оставляя логотип и стиль не тронутым, что не мешает им успешно работать на рынке и завоёвывать сердца покупателей.

Пример 1

Перед вами британский производитель автомобилей класса lux «JAGUAR», который в этом году обновил логотип компании и поменял полностью всю свою маркетинговую стратегию. Это первые серьёзные изменения в компании за последние 40 лет. Итак, что мы видим в новом рестайлинговом логотипе? Тот же самый ягуар и тот же самый шрифт? Да! Но, графически логотип выполнен совсем иначе. Зверь стал более походить на живого, благодаря анатомии приближенной к реальной. А также, сам гротеск (шрифт без засечек) стал более грубым и технологичным. Логотип остался узнаваем. Рестайлинг бренда чистой воды! ))

ребрендинг компании

 

Пример 2

Рестайлинг бренда, крупнейшей нефтегазовой компании в Испании и Латинской Америке, где изменился только графический элемент в логотипе, шрифтовая часть осталась не тронутой. По-прежнему присутствует узнаваемость.

ребрендинг компании

 

Пример 3

Ещё один не менее яркий пример – рестайлинг бренда соков Rich. Как видите, логотип остался по-прежнему узнаваемым. Форма эллипса немного «облагородилась» и добавились две небольшие засечки. Шрифт также остался с засечками и заменился более современным. Компоновка осталась совсем не тронутой – эллипс сверху, а шрифт снизу. Также исчезла точка, правда, зачем она была нужна я так и не понял. Вместо 4-х точек, в новом логотипе, мы уже видим две, что очень хорошо «очистило» логотип.

ребрендинг компании

ребрендинг компании

 

Итак, рестайлинг бренда – это всего лишь изменение вашего визуального стиля в сторону актуальности. Я не зря привел два примера и показал вам дизайн упаковки Rich. Задайтесь вопросом, заметили бы вы, что на упаковке Rich появился новый логотип, если бы сам дизайн упаковки остался прежним? Я думаю, что нет. Может лояльный потребитель и заметил, но тот кто не испытывает приверженности к тому или иному бренду навряд ли бы заметил. Из этого следует, если вы хотите провести рестайлинг бренда, то делаете это очень заметно, иначе вы можете разочароваться в результате.

 

Так в каком же случае необходимо проводить рестайлинг бренда?

Если ваш прежний логотип, дизайн упаковки или визуальный стиль был разработан очень давно и в него вложено не мало средств и вы по-прежнему хотите быть узнаваемым, то пора облагородиться, наделив свой визуальный стиль актуальностью, не потеряв по дороге узнаваемость, т.е. провести рестайлинг бренда. Вы должны идти нога в ногу со своей аудиторией. Но это относится не ко всем продуктам. Вы должны тщательно анализировать и понимать, как быстро обновляется ваша целевая аудитория. Не стоит сильно забегать вперед, смотрите на конкурентов, смотрите на жизнь вокруг и ждите своего момента, когда тенденции дизайна приобретают популярность. Нет единого правила, которое бы подошло каждой компании. Вы просто задумайтесь, зачем компании производящей дорогие кубинские сигары, которые покупают в основном люди старшего возраста, которые традиционны и консервативны, делать рестайлинг бренда? А вот молодых людей постоянно придется завоёвывать, т.к. для них прошлогодние тренды уже «отстой». В их глазах актуально всё, что в тренде. И речь идет далеко не о логотипе. Не стоит проводить работы по рестайлингу логотипа каждый раз при смене визуального стиля или дизайна упаковки. Для этого достаточно посмотреть на рекламу производителей цифровой техники образца начала нулевых годов и сегодняшнюю рекламу и вы прекрасно всё поймете – меняется дизайн рекламы в соответствии с тенденциями, логотип же остается прежний. Рестайлинг бренда – это смена общей визуальной "картинки", а не только одного логотипа. 

Правда тут есть и исключения, как например логотип Coca-Cola, который не менялся на протяжении 112 лет, точнее были работы по корректировке логотипа, но они такие не значительные, что даже сложно это назвать рестайлингом. Наверное, весь секрет в каллиграфии. На эту тему предлагаю вам поразмышлять самим. Я лишь скажу, что логотипы, сделанные от руки, живут намного дольше.

ребрендинг компании

Редизайн

Также как и рестайлинг бренда, редизайн относится к изменениям визуальных атрибутов бренда, но эти изменения очень кардинальные и вы полностью теряете узнаваемость. Для потребителей, дизайн упаковки или фирменный стиль компании, подвергшиеся редизайну, становятся совершенно чем-то новым. Когда происходит ребрендинг компании, то редизайн очень часто становится неотъемлемой частью этого процесса. Лишь малая часть ребрендинговых проектов ограничивается рестайлингом. В основном это те компании, которые на рынке уже давно и у которых четкий выраженный стиль или логотип который можно переделать на современный лад.

Давайте рассмотрим на примерах.

Пример 1

Один из моих любимых проектов, который был сделан в стенах голландской студии SOGOOD.

заказать ребрендинг компании

заказать ребрендинг компании

Посмотрите очень внимательно на старую упаковку и на новую. Как видите совершенно никакого сходства, и если бы не логотип, который остался прежний, вы бы даже и не узнали, что это упаковка кофе Peeze. Раньше упаковка говорила – что это просто кофе и ничего более. Новый же дизайн четко подчеркивает новую идею бренда, которая лежала на поверхности и всё чего не хватало, так это сообщить об этом всем своим покупателям. А идея заключалась в следующем – на упаковке изображены фермеры, которые работают на кофейных плантациях и вот уже 130 лет собирают кофе вручную. Это говорит о том, что производитель заботятся о качестве своей продукции и этому даже посвящена небольшая история на обратной стороне упаковки. Не было никакой идеологии бренда, был просто кофе и ужасная упаковка, а теперь уже что-то может остаться в головах потребителей. Браво заказчик и браво исполнитель!

Я уже упомянул выше, что редизайн чаще, чем рестайлинг бренда, сопровождает ребрендинг компании, поэтому предлагаю сразу перейти к данному вопросу и объединить две темы.

 

Ребрендинг компании

Я прекрасно понимаю, что это всё можно назвать просто ребрендингом, но давайте рассмотрим два варианта – ребрендинг компании с рестайлингом и редизайном. Но, прежде чем приступить к разбору конкретных примеров, разберемся зачем вообще он нужен и когда он нужен.

Главная причина, если выразиться коротко, – это актуальность вашего бренда. Ребрендинг компании всегда сопровождается сменой идеологии бренда, цель которой заполучить новых и/или удержать существующих клиентов. Это всегда репозиционирование и рестайлинг бренда или редизайн. Потребитель должен четко видеть, что вы изменились. Он должен видеть обновленный ваш визуальный стиль, ваши новые предложения рынку, ваше желание в удовлетворении их потребностей.

– У вашего потребителя может измениться образ жизни и популярность вашего бренда будет падать. Или иными словами, меняются рыночные условия и адаптироваться с существующим предложением невозможно. Помните, ребрендинг компании, это не только рестайлинг бренда (смена визуально стиля), поэтому не стоит менять только стиль не предложив ничего нового рынку.

– Изначально было создано неверное позиционирование компании или вообще ничего не было создано. Большинство продуктов выкатывается на рынок только с сухим желание продать, не имея за плечами ничего уникального. В итоге получается продукт, реклама, стиль «как у всех» или полное их отсутствие.

Ребрендинг компании требует не только визуальной актуальности!

Один из ярких примеров – печать фотографий в фотоцентрах. Когда вы последний раз отдавали свои пленки? Тут сразу вспоминается желтый гигант «Kodak», которого так хвалили маркетологи, но увы, руководство компании захотело большего, оно не захотело сосредоточиться на одном направлении и решило выпускать чистящие средства и медицинское оборудование, что и принесло компании большие убытки. Кстати, Kodak – это отличный пример, когда никакой рестайлинг бренда вас не спасет, если вы чувствуете, что ваша продукция уже не актуальна! Компания завоевала рынок недорогих фотокамер, но интеграция камер в телефоны уничтожила этот рынок. На передовой она не сумела противостоять таким монстрам как Nikon, Olimpus, Fuji, Sony и Canon, потому что не смогла освоить масштабное производство цифровых камер профессионального уровня. Я думаю, никому не нужен дорогой Kodak, т.к. все хотят выглядеть в глазах других профессионалами (даже если купили полупрофессиональную зеркалку), а за кодаком закрепился образ производителя пленочных не дорогих фотокамер.

провести ребрендинг компании

Kodak провел отличный ребрендинг компании c редизайном, но не смог четко сформулировать своё предложение рынку, точнее компания бы смогла и вывела цифровые устройства под новым брендом, если было бы, наверное, больше времени и денег. Но увы, мультибрендовость это затратная стратегия и, к сожалению, попытки наладить такую модель бизнеса у компании «Kodak» не получились.

 

Ребрендинг компании с рестайлингом

Но, давайте вернемся на российский рынок и посмотрим, что происходит у нас.

Нашел в сети очень интересное изображение.

провести ребрендинг компании

Логотип СБЕРБАНКа остался полностью узнаваемым, а главное то, что банк стал более дружелюбным и актуальным. Он вышел на новый уровень развития. Я уже не вижу и не слышу хамоватых кассиров. Рядом с моим домом два отделения банка и я прекрасно понимаю, о чем говорю. Но я вижу новые технологии банковского обслуживания, удобные кредитные программы и выгодные депозитные ставки. Ребрендинг компании всего лишь подчеркнул стратегию развития банка и в новые отделения уже приятно заходить и видеть приветливых молодых людей в зеленых платочка-галстуках, видеть открытое пространство и отсутствие огромных очередей, которые постепенно заменяются молчаливыми терминалами.

провести ребрендинг компании

провести ребрендинг компании

 

На примере ещё одного банка предлагаю задаться вопросом. Куда бы вы зашли?

Сюда?

провести ребрендинг компании

Или сюда?

провести ребрендинг компании

Проект выполнен британской стратегической консалтинговой группой London (SCGLondon). Мне удалось пообщаться с председателем группы Клайвом Вуджером и я, надеюсь, совсем скоро опубликую интервью с Клавом на нашем портале «Дизайн для Бизнеса».

 

Ребрендинг компании с редизайном

Я думаю, вы все прекрасно поняли и уловили разницу. Тут я всего лишь приведу пару примеров с просторов российского рынка.

ребрендинг

ребрендинг

И наверное, в конце вы зададитесь вопросом – «Так что же выбрать, когда проводится ребрендинг компании? Рестайлинг бренда или редизайн?». Все зависит от ваших финансовых возможностей, целесообразности решения и конечно же от конкурентного окружения. Осмелюсь сказать только одно, если у вас не достаточно средств на медийную поддержку бренда, то не стремитесь провести редизайн, лучше сделайте рестайлинг бренда, так вы останетесь по-прежнему узнаваемы и будете актуальны.

ребрендинг

Я не зря опубликовал проект Москоммерцбанка (см. выше), т.к. он отражает тот самый ребрендинг компании, который даже сложно сказать, с рестайлингом он или с редизайном. В основном такое кардинальная смена визуальных идентификаторов где-то на грани, т.к. полностью стирается узнаваемость. Тоже самое можно сказать и про Билайн, но с небольшой поправкой – идея пчелы осталась прежней.

Но все-таки эти изображения находятся в разделе о редизайне. Компании, которые на протяжении долгих лет не заботились о своей визуальной идентичности получают эффект «сложного рестайлинга», но выглядят как проекты подвергшиеся редизайну.

— Ухин Александр, основатель и творческий руководитель креативного агентства «Характер».

Есть вопросы или хотите заказать услугу?

Напишите нам и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.
  • Прикрепить файл (макс 100мб)

X

Есть вопросы или хотите заказать услугу?

Напишите нам и мы свяжемся с вами в самое ближайшее время.
  • Прикрепить файл (макс 100мб)